Из переписки с обладателем навыком скорочтения

Из переписки с обладателем навыком скорочтения

Пишет Владимир Чаев:

Скорочтение художественной и более сложной литературы. (Смысловой фундамент скорочтения)

Скорочитать газеты, научно популярные журналы и прочее сильно разбавленное чтиво не согласится только чудак или неумейка. А вот научную литературу и особенно художественную многие не рекомендуют бегло читать - качество, видите ли, страдает.

В основе таких мнений лежит непонимание фундаментальных законов, на которых основано скорочтение. Мнения составляют по большей части недоучки по классу скорочтения и сплетники (повторялы). Те, кто серьезно освоил этот навык, такого сказать просто не могут. За одним исключением - если они регулярно и много читают, а не берегут свои таланты на потом.

Почему мы легко соглашаемся читать "разбавленное" чтиво "быстро"? Да потому, что оно состоит в основном из расхожих оборотов и штампов, которые мы многократно слышали и которые уже не несут для нас никакой информации. Разве что интересно узнать, кто, где, когда и по какому случаю какой штамп применил. Отслеживание этого и составляет предмет скорочтения жиденькой писанины. Ну, а собственно новая информация в ней содержится как золотые крупицы в золотоносном песке. Ее мы в первую очереди и вымываем.

Другое дело художественная литература. Авторы оной люди более продвинутые, да и размышляют они над каждой фразой и мыслью подоле, чтобы быть выразительнее и интереснее, а то и до читателя что-то нетривиальное донести. Кроме того, художественная литература призвана нас всесторонне развивать (а не развлекать, как многие думают) и воспитывать. Тем не менее, и она строится на основе типовых оборотов, описаний, мысленных конструкций, сюжетных принципов и т.п. Короче говоря, само мышление человеческое имеет блочный характер. Характерных блоков ограниченное количество – остальное комбинации из них. Причем существуют правила построения комбинаций. Относительно чувств и способов их вызывания можно высказаться аналогично. Кроме того существуют ритмические и другие особенности литературы. Сами же основные мысли автора составляют небольшую долю произведения. Часто они растворены в нем или произведение служит иллюстрацией к ним.

В результате для быстрого чтения художественной литературы достаточно быть очень начитанным - штампы сами осядут в подсознании и будут быстро воспроизводиться в нужный момент, не уменьшая удовольствия от переживаний. Если же начитанность низкая - тогда, конечно, шаблонов в подсознании недостаточно и при быстром чтении часть информации и эмоционального фона ускользает.

На самом деле не все так просто. Во-первых, хорошие авторы описывают не только собственные мысли, но и обладают способностью реалистично отражать существующий мир - без осмысления, просто они наблюдательны, многое видят и пишут так, как есть. В результате у читателя появляется возможность самому проделывать анализ увиденной "правды", как будто он сам все это заметил... Во-вторых, вряд ли многие люди обладают энциклопедическими знаниями. Между тем, многие авторы перед написанием какого-нибудь произведения достаточно серьезно изучают некоторые специальные вопросы. Наиболее часто это исторические факты и интерпретации и психология. В этом случае чтение литературы становится еще и познавательной процедурой. Здесь художественная литература уже начинает пересекаться с педагогической и, отчасти, с научной.

Самым сложным для скорочтения жанром считается научная литература. Но если вы обратитесь к серьезным специалистам в науке, то узнаете, что читают они удивительно быстро без всяких техник скорочтения. Просто круг научных идей в каждом научном направлении весьма ограничен, и публикации в основном многократно их повторяют. Сама же более-менее новая мысль или взгляд часто содержится в каком-нибудь одном - двух предложениях из научной статьи. Кроме того, многие статьи носят "учебный" характер - в них молодые ученые тренируют свои мозги. Что же касается учебников и фундаментальных трудов, то их просто нужно изучить хорошо некоторое количество - остальные будут все это же повторять, только в другой последовательности и с другими "красивыми" словами.

Скорочтение заставляет мозг работать много и качественно сортировать информацию. Таким образом, оно способно только повысить качество любого чтения. Разумеется, чтобы стать профессором, нужно вначале как следует потрудиться. Так и в скорочтении...

Да и еще, чуть не забыл. Так вот, шаблоны распознаются подсознанием, а иногда и сознанием не по полному их тексту, а по некоторым характерным чертам - словам, оборотам, тематике... То есть по "представителям класса". Это и является фундаментом осмысленного скорочтения наряду с богатым запасом шаблонов, сформировавшимся в голове в результате прочтения значительного и разнообразного материала и других процессов. Кроме того, существует принцип подобия явлений - очень многие явления аналогичны. Но для осмысления этого и знать нужно много...

С уважением Владимир Чаев.

Сонетное чтение

Отзыв человека, который изучал скорочтение

Будучи апологетом быстро чтения разочаровался в методе как таковом. Сейчас стараюсь читать спокойно, "с любовью к тесту". Если же надо проглотить большое количество информации, применяю метод Леви - "сонатное чтение". Первое прочтение - пробежать текст и понять в основном, о чем речь. Второе прочтение - более тщательное и спокойное. Третья часть сонаты - тщательное прочтение тех мест и отрывков, которые привлекли внимание и требуют уточнения.

С уважением MMNNVV


Желание научиться читать как можно быстрей

Из переписки с человеком, который изучает скорочтение:

Всё таки не оставляет меня желание научиться читать как можно быстрей! И дело тут не в моей прихоти, и не в моей настырности. А дело-то собственно в том, что это реальная необходимость. Я по роду своей деятельности просто должен читать много литературы, документов и т.д. Но, к сожалению, я просто физически не успеваю всего того, что должен сделать, и необходимость вынуждает меня искать выход из этого положения. Но, к сожалению, мои успехи в скорочтении оставляют желать лучшего.

Кстати сказать, от проговаривания я давно избавился и в отличие от многих моих знакомых без особых усилий и регрессий почти нет (только в случае очень трудного текста изобилующего терминами) всегда стараюсь скользить по тексту вертикальным взглядом. Но моя проблема заключается в том, что мне постоянно хочется скользить по тексту быстрее и быстрее. И так я загоняю себя до такой скорости, что ничего не успеваю понимать и естественно запоминать. И я останавливаюсь и пытаюсь начать сначала читать вертикальным взглядом. Всё повторяется опять до тех пор, пока я не начинаю нервничать. После всего этого я возвращаюсь к своему привычному (традиционному) чтению и хоть скорость получается не высокая, но я понимаю, что я читаю и помню прочитанное. Вот собственно и есть моя проблема :-( Я надеюсь на Ваш совет, что же мне предпринять в этой ситуации, как выйти из создавшегося тупика? Может, Вы укажите на мои ошибки?

С Уважением, Аркадий

Сергей Михайлов:

Причин того, что слова влетают в одно ухо, а вылетают из другого, может быть много. Вот некоторые из них. Попробуйте открыть сайт с арабской вязью или китайской грамотой, и вы будете испытывать те же самые чувства - "смотрю в книгу - вижу фигу".

  1. Вы не хотите читать. А думаете, что хотите.
  2. У вас не хватает усидчивости.
  3. Вам не хватает словарного запаса.

А теперь о том, как сделать так, чтобы все это появилось:

Попробуйте читать нужные вам тексты (статьи, книги, журналы) и одновременно писать статью по этим материалам в какой либо журнал. Тогда все встанет на свои места. Вы будете читать ровно столько материал, сколько это нужно.

Другие статьи с сайта "Больше, чем скорочтение"


Разделы:Скорочтение - как читать быстрее | Java тренинги - тренинги для мобильных устройств | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения - возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания - отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители - как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание - как читать, запоминать и не забывать | Тест скорочтения - проверить скорость | Курс скорочтения - Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык - тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | About